Совершенствование и оптимизация учебного процесса невозможны без выбора наиболее целесообразных методов и форм обучения. Новое содержание образования ускорило внедрение в учебный процесс активных методов, технических средств обучения, которые способствуют более совершенной передаче знаний, ускоряют процесс обучения и повышают его эффективность, позволяют активнее использовать образовательный потенциал учащихся.
Современные технические средства выступают как новые орудия труда учителя, повышая культуру его работы. Они используются при проведении различных видов занятий в качестве средства предъявления учебной информации, контроля усвоения знаний, отработки у учащихся тех или иных навыков, автоматизации самого процесса обучения. Применение технических средств позволяет более рационально распределить учебный материал, интенсифицировать процесс обучения, больше внимания сосредоточить на содержательных его моментах.
Мультимедийный лингафонный кабинет занимает особое место в изучении иностранных языков и его преимуществами по сравнению с другими средствами обучения являются
· многообразие разных режимов организационных форм работы (общий, парный, групповой режимы);
· управление познавательной деятельностью как на этапе формирования и совершенствования умений и навыков, так и на этапе контроля.
Работа в лингафонном кабинете – это интерактивность и наглядность, которая превращает обучение в увлекательную, интересную игру
Иными словами, работа в лингафонном кабинете - это современный взгляд на традиционный процесс обучения.
Выделяют следующие функции лингафонного кабинета:
- информативная;
- тренировочно-обучающая;
- контролирующе-корректирующая;
- коммуникативная;
- управляющая учебной деятельностью.
Функциональные и качественные характеристики лингафонного кабинета
Аудио-связью можно охватить все рабочие места в лингафонном кабинете и создать любое количество произвольных аудио-групп. В одну аудио-группу может входить от двух до любого количества рабочих мест в любой комбинации.В лингафонном кабинете участники одной аудио-группы могут поддерживать постоянную аудио-связь между собой. При этом участники одной аудио-группы не слышат участников других аудио-групп. Преподаватель может работать с любой программой и одновременно поддерживать аудио-связь c учащимися в аудио-группе.Преподаватель может одновременно вывести на свой монитор изображения с нескольких экранов учащихся, тем самым проконтролировав их деятельность.
Проведение уроков в лингафонном кабинете требует творческого подхода от учителя. Использование учителем лингафонного кабинета позволяет спланировать урок таким образом, чтобы каждый ученик изучал предмет в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
Ещё одно преимущество использования лингафонного кабинета - это наличие нескольких видов режимов: парной, групповой, индивидуальной работы, режима случайного выбора. Программа позволяет учителю подключаться в любой момент, контролируя ход урока, к любому из учащихся, а также к тем, которые работают в паре или группе.Использовать оборудование кабинета для индивидуализации обучения можно практически на каждом этапе урока. Например, при обучении устной речи, когда, работая над диалогом, пара может рассказывать диалог под контролем учителя, в то время как остальные учащиеся выполняют другие задания. Для проверки задания здесь возможно использовать прием взаимоконтроля. Наличие лингафонного кабинета также позволяет формировать не только навыки произношения, аудирования, монологической и диалогической речи, но и навыки чтения, грамматические навыки.Лингафонные системы используются для интенсификации учебного процесса, им отводится значительная роль в обучении всем видам речевой деятельности. Они предназначены как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
Аппаратные средства и программное обеспечение мультимедийных лингафонных классов позволяют:
- повысить эффективность учебного процесса;
- создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения учащихся;
- увеличить время устной практики для каждого учащегося;
- обеспечить высокую мотивацию обучения;
- преодолеть личностно-психологический барьер общения;
- установить благоприятный психологический климат на уроке;
- работать над лексической, грамматической, фонетической сторонами языка.
Использование мультимедийного лингафонного кабинета дает возможность преподавателю разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой, а педагогический труд более продуктивным. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Оборудование мультимедийных лингафонных кабинетов позволяет преподавателю создавать дополнительные обучающие программы по собственным авторским методикам. Таким образом, оно открывает превосходные возможности для преподавателей подходящих к занятию с творческой стороны.